КИП и Я — записки киповца » Частотник

Сегодняшняя история будет о частотном преобразователе, или как их в простонародье называют — частотники.

Иногда, в чью нибудь "светлую" начальственную голову приходит мысль, а не снизить ли нам скорость\ уменьшить обороты… И ко мне обращаются с вопросом — а можно ли? На что я весело киваю и говорю — конечно можно. А в голове уже складывается вся история планируемого преобразователя частоты. Сначала поставим, куда светлые головы захотели, но им это ничего не даст — покрутят его неделю и будут люди дальше работать как работали, а частотник мне лишний не помешает в резерве. Вот такой "эффективный менеджмент" — и начальство довольно и лишний частотник в наличии.

Последнее время я покупаю преобразователи частоты фирмы Mitsubishi. Хорошие частотники, стоят, работают — никаких проблем. У меня налажены контакты с сервисом, если чего — звоню, получаю консультацию. И цену мне хорошую делают т.к. не один год уже работаем по ним.

Но о покупке последнего частотника хочу рассказать с целью повышения вашей бдительности, коллеги.

Частотник куплен, мне его привозят службой доставки. Стандартная коробка Mitsubishi, как всегда. Несу коробку себе на стол, открываю ее сверху, там лежат вложенные документы, гарантийный талон. Дальше в упаковочном пакете вижу лицевую панель частотника, закрываю все это дело и он стоит у меня на столе в мастерской еще пару недель ожидая монтажа.

Наступило время монтажа, достаю его из коробки и снимая пакет с самого частотника, сбоку высыпаются Читать полностью »

Продолжение этой истории про частотник Lenze. Частотник после установки поработал немножко и выключился. Когда подошли мы к нему, он включился и проработав еще пол минуты, выключился.

Сняли, включили на столе без нагрузки. Включается, проходит 20-30 секунд (может время зарядки конденстаротов?), выключается (на табло OFF ), опять включается и входит в цикл ON-OFF.
Позвонил умным — сказали замеряйте напряжение и попробуйте снять модуль памяти. В общем, в любых комбинациях частотник входил в цикл выключений. Запаковал его и отправил на экспертизу в сервисный центр. О стоимости ремонта было сообщено что "обычно ремонт ПЧ стоит 2/3 от цены нового ПЧ". Ну, думаю, ладно, две трети не три трети… будем посмотреть.

Проходит время, получаю назад частотник с актом: Внешних повреждений способных …. не обнаружено. При подключении к сети и двигателю работал без сбоев. Денег с меня не взяли вовсе.

Соответственно и в холостом режиме и под нагрузкой частотник заработал. Настройки преобразователя были "сбиты", пропал один винтик из колодки и один разъем на колодке был, как бы это сказать, расширен неестественным образом. Очень хотелось влезть внутрь и посмотреть всё ли там как и было, но сразу пришла команда срочно водрузить частотник на место и разобрать я его не успел. Так, что, возможно, у этой истории будет когда-нибудь третья часть.

Чем дольше работаю с техникой, тем чаще происходят такие случаи, когда для восстановления работоспособности чего либо, этому чему либо необходимо только человеческое внимание =)  А с какими случаями подобного явления сталкивались Вы?

Интересный случай приключился. Стоим на производстве, наблюдаем за работой перенастроенного ПИД регулятора на установке и прикалываемся по поводу откуда то прилетевшего запаха горелой пластмассы (идут ремонтные работы в цеху – думали строители чего то рукоделят).

Тут прибегает человек с круглыми глазами и говорит что стал фасовочный автомат. Идем к нему и видим унылую картину – обгоревшие провода в шкафчике с частотником. Ну, думаю, приплыли – очередной частотник откинул копыта.

Бегло осмотрев всё это дело приходим к пониманию того, что сварщик, которого вызвали прожечь отверстие в станине выключенного аппарата кинул землю на выключенный станок, а его заземление было выполнено в некоторых местах тоненьким медным проводом, сечением 1 мм. Соответственно мощный трансформатор сварочный накалил докрасна этот провод. А также прогорел кабель и потолще. От двигателя к частотному преобразователю, тонкие провода в шкафу и кабель до автомата.

Электрики быстренько поменяли кабель, проигнорировав мое предложение проверить всю изоляцию и обмотки двигателя мегаомметром. Подали питание – частотник Lenze радостно заблымал красным глазом. Похихикав, что сварщику в этот раз повезло, побрели из цеха. Но через 10 минут звонок – станок выключился. И на подачу питания больше не реагировал. Сняли частотник, разобрали. В этой модели никаких “заливок” нет, не то что в частотнике Митсубиси . Всё хорошо просматривается, но осмотр ничего не дал. Сунул в него 3 фазы на столе – частотник жив. Вздохнул с облегчением… Передал через главного инженера привет электрикам.

Сегодня они заменили кабель до автомата. Подключили частотник и он с периодами в пару минут вырубается. Придется завтра в законный выходной идти работать.

Упорное чувство, что где то пробой в кабеле или что-то с обмотками в двигателе. А так же резко растет доверие к частотному преобразователю немецкой фирмы Lenze, который очень не хочет занять своё место в моей коллекции сгоревших частотников. Вспоминается, что на прошлой работе у меня стояло четыре частотника Лензе. Ни единой проблемы с ними не наблюдал за 2 года. Да и этому ЧП к слову 4й год пошел… можно запомнить на будущее….

Есть такие устройства — частотники. По умному частотные преобразователи или преобразователи частоты, что одно и то же. Штука эта удобная, экономит электроэнергию, позволяет реализовать много задумок с механикой и насосами (может и еще где…).

Я почему то был уверен что уровень всяческих защит в частотных преобразователях приближается к уровню защит на космических кораблях. Читая многостраничные инструкции и описания и глядя в колонку "цена" подсознательно думал что оно вот поэтому то и совпадает.

Однако, как показали последние дни не всё так гладко, как хотелось бы. Началось всё с того, что на одной установке сгорел частотник. Его быстро заменили на резервный (слава Богу был) и началось разбирательство — кто же виноват в случившимся.

Поскольку установка уже была в работе, то по идее с самим двигателем и проводами был порядок. Прозвонили его, конечно, дополнительно. Мы (киповцы) выдвинули версию — попадание воды. Следует заметить, что сам ЧП находился в закрытом шкафчике, но в шкафчике были места и возможности попадания воды. Поскольку авария произошла на выходные дни, наладчики быстренько там всё затерли, проклеили, поправили.

Пошел поглядел в паспорт частотника — это был кстати Mitsubishi FRE 700 серии и с удовольствием обнаружил, что гарантия на него кончилась. Со спокойной совестью и чувством своей правоты — разобрали и распаяли силовой блок. Результаты можно посмотреть на фото. Явный окисел после попадания жидкости (не обязательно вода, мог быть и щелочной или кислотный раствор — у нас тут всякое протекает) на контактах 380 вольт. Разумеется тут и замкнуло. Бахнуло красиво и громко.

Всё это было представлено главному инженеру в подтверждение нашей догадки. Получил задание разобраться, почему горят частотники (как выяснилось именно в этом месте это уже третий сгорел) и как этого избежать. Стал собирать информацию о доступных на данный момент преобразователях частоты с целью сравнить цены и характеристики. Общался с менеджерами и узнал много нового.

Оказывается, что 90% сгоревших частотников — это вода внутри и 10% это замыкание проводов питания от ЧП до двигателя в момент работы. Т.е. при пуске электроника проверяет на предмет КЗ, а вот если уже запустились и произойдет КЗ — то частотнику скорей всего придет капец. В более дешевых моделях стоят шунты, в подороже реле тока, но они не обеспечивают 100% защиты в данной ситуации. Единственный вариант более дорогого ЧП — блочная структура. Т.е. возможность замены сгоревшего блока (обойдется в 50% от цены нового преобразователя).

В общем подумал, подумал и заказал такой же частотник как и был. Так как по моим выводам вероятность сгорания — одинаковая.  Грустно, что такую информацию можно получить только у специалистов в сервисных центрах, да и то, если они будут настроены на разговор. Ни в каких документациях информацию например о том на какой базе реализована защита от КЗ найти не удалось, даже в оригинальных мануалах.

Как то раньше я не сталкивался с пневмоклапанами. Использовал обычные электромагнитные . А вот теперь у меня этих пневмоклапанов целая гора. В моём пищепроме везде вода присутствует, моются линии, конденсат от пара и лёд-воды. Поэтому тут везде где можно используется пневматика, дабы напряжение не подводить. А так идут трубки в коробах и током они не бьют.

Сегодня вырезали один пневматический клапан. Текут они, резинки снашиваются, пружины лопаются. Один клапан может наделать делов – например вылить раствор щелочи в емкость с готовой продукцией тонн так 5.

Вот такие частотники у нас регулируют скорость линии

Вот такие частотники у нас регулируют скорость линии

А еще сегодня цеплял частотник к двигателю на станке фасовочном. А то при смене продукции у них там всё сильно быстро летает иногда. Привинтили прям в корпус коробку с частотным преобразователем – Митсубиси, переменый резистор да автомат. Вот и всё счастье. Так потихоньку и модернизируем…