ремонт | КИП и Я - записки киповца - Part 2

Давно хотел замучать дифференциальный тягомер. Это такой доисторический датчик, который преобразует малые давления в электрический сигнал переменного тока. Он у меня давно выделывался и ломал всю картину. То колеблются показания, то скачками залипает.

Один умный, который его собственно и ставил, раз уже делал вид, что его чинил. Сказал, что он был весь залит водой, бла бла… А там резиновая мембрана…

Короче разобрал я сиё чудо. Мысли были следующие — не особо дорогой, где его купить — знаю. Вспомнил наставления «умного» о том, что разбирать следует только нижнюю часть, смело стал разбирать сверху. Сверху собственно можно снять только кожух с катушки и судя по четырём проводкам (два туда, два назад) там ничего интересного нет.


Снизу скручиваются семь гаек, которые соединяют половинки корпуса, а затем здоровенная гайка на 30 (пришлось идти к механикам за вторым ключом, у меня разводной до 26ти разводится). В результате видим следующую картину — прибор прост как 2х2. То, что мы измеряем дует или тянет жестяную ёмкость (как в барометре) только вместо стрелки у нас сердечник в катушку заходит глубже или вытягивается из неё. А резина там просто для герметичного соединения половинок корпуса к измерению вообще никакого отношения не имеет.

Вобщем, первым делом проверил на отсутствием отверстий. Всунул внутренности в 5ти литровую бутылку с водой и подул. Бульбы не пошли, что порадовало. Высушил всё — собрал на место. Подул в собранном виде и проблемное место всплыло. При небольшом напоре жесть, видимо, выгибается нелинейно, не плавно и получается скачок со звуком «ПУМ». Вот он мне давал ступеньку при изменении показаний. Как это лечить непонятно — видимо заменой датчика. Он своё с 1986 года видимо отработал =)

А в замен ему поставлю новый ПД-1ТН производства ЗАО НПП Автоматика. Этот прибор основан на усилении сигнала от тензорезистивного датчика. И значение разряжения или давления преобразуются в сигнал постоянного тока. А дальше сигнал без всяких преобразователей (мой ДТ2 приходится прогонять через блок преобразования сигналов взаимной индукции БПВИ-1 микроловский) можно подавать в любой индикатор\регулятор.

Воевал с электроконтактным манометром о котором я писал раньше. Опять открутились внутри винтики. Шайбы антираскручивающиеся поставить чтоли на них…
За год это уже четвертый раз… И скрутить его нельзя т.к. он стоит на масле закачанном хитрой установкой, при скрутке прибора масло вытекает и прибор даже если захочет показывать тогда уже точно ничего не будет…


Электроконтактный манометр

Электроконтактный манометр



Электрические контакты на нем все равно никуда не включены, показывает он уже наверняка неправильно (после моих четырех сборок — разборок). Стоит и работает как индикатор — есть ли давление и примерно какое… Как не странно по такой схеме много чего работает. Кто не знает — всё равно не поймет что там за числа, а кто знает сам пркидывает разницу между показываемым и должным значением в уме.
А проблема как всегда одна — финансирование…. экономический кризис… блин…

Имеются в моём распоряжении датчики загазованности CO и CH4. То есть метана и угарного газа. Отвисели они свой межповерочный интервал и подошло время им повериться. Скрутил я их отмечая в уме, что во первых они очень нагрелись от объекта (явно превышена максимальная рабочая температура) а во вторых все проводки и контакты окислились со страшной силой. Плюс мне рассказали страшилку, что подрядчик, который ставил эти датчики хохотнул типа — «да вам походу повезло» (ну, типа намекнул что они неработают).


Поскольку ни оборудования специального, ни особого желания в них лезть не было — отдал их на осмотр умным людям. Через месяц мне их отдали с вердиктом — пашут. Зажигалкой проверил датчик на метан — реле радостно щёлкнуло, что мультиметр подтвердил писком.
Сегодня думал, как проверить датчик на CO. В это время была зарплата — сбежалась куча народа, которая весь кислород из воздуха переработала… оставила почти чистый СО, но к сожалению, до коридора было недотянуться с подключенным датчиком =)
Плюнул на это дело. Пошел и подцепил одно питание к основному блоку сигнализатора на метан… Решил пусть просто повисит сутки, без подключения в саму аварийную схему… А то тоже есть информация такая, что после определенного времени работы начинают они в день по 3 раза просто так срабатывать…. А мне такое счастье поиметь на работающем оборудовании очень не хочется….

В последнее время занят настройкой лабораторных печей. Были куплены пару печей и по всей видимости ими никто не пользовался. Они какоето время (лет 5) пылились в лаборатории и из них сделали шкафчик. Потом вспомнили, что в них нужно проводить опыты и их нужно поверить. Заказали поверителя, видимо, он включил ее на 100% мощности и на заданной температуре, когда она выключилась сунул в нее свою термопару (а печь по инерции разумеется попёрла дальше греться). И поверку не прошла.
Затем начальник ОТК хотел ее отдать в ремонт за 200$ но не смог мне ответить на вопрос — «А ты уверен, что она поломана?» Короче печи — обычный термос с теном к которому прикручен пид регулятор с термопарой внутри термоса. И тирристорное управление мощностью нагревателя.

Потыкал и подправил настройки, сбавил мощность, прогрел — и всё заработало. У одной печи толко концевичек на открытие двери поломанный был… купил за 20 центов на рынке. Своей ТНН термопарой потыкал — расхождение 1 градус… Короче опять человеческий фактор жжет.

Сегодня получил два новых напоромера. Хотел купить с более высоким классом точности, типа как лабораторные. Но в моих диапазонах 0-4 кПа и 0-40 кПа с классом точности лучше чем 1,5 был только напоромер на 4 кПа (с единицей классом точности).

Упакованы были в коробке, набитом бумагой, в нем пенопластовые фирменные коробочки, в них приборы в защитных пакетиках (ото такие, которыми пощелкать можно).

Первым делом засунул напоромер себе в рот (они чистые — но я протёр тряпочкой) и сразу же с первого вдува стрелка зависла на 12 кПа и не вернулась на ноль. Разобрал. Явно искривлена ось прибора и слышно как цепляется зубчатое полуколесо за вал.

Накатал им письмо — мне перезвонили: составьте акт, номер прибора, характеристики, куда вы его установили, какая среда, какие давления бла бла бла (говорил чувак минут 5 — я внимательно слушал). Потом этот акт высылаете на нас. Мы тут смотрит и в течении недели делаем заключение, подлежит ли он гарантийному обслуживанию или нет и бла бла…

Короче, говорю, я его уже сам подкрутил и вставил на место. Передайте привет тому, кто обеспечивал выходной контроль качества. Я бумагомарательством буду дольше заниматься, чем его чинить. Парень с той стороны трубки повеселел (явно не технарь а сбытчик) погрузил еще, что они очень рады клиентам и всегда идут навстречу и очень хорошо …. и звоните еще… и заказывайте, главное чтоб в памяти не отложилось….

окись на нержавеющем корпусе напоромера Окисление напоромера

Да только отложилось. Так как это второй раз с этой конторой проблемы. Буду искать другого производителя. Ладно по гарантии вопросы — я ж понимаю что я им такие, как на картинке приборы в гарантию не пошлю. Но новые… как так можно….

Итак, как уже писал, подошло время поверки целой кучи приборов работающих в безостановочном производстве. В основном это манометры, напоромеры, тягонапоромеры. Контроллируют давление воздуха и газа. Поскольку местное отделение стандартметрологии морознулось по поводу выезда с поверкой на место, пришлось найти альтернативный вариант.

Альтернативный вариант заключался в следующем: большой товарищ нашего предприятия, который не раз помогал в вопросах КИП и метрологии привез нам человечка. Мы отводим ему уголок и таскаем туда приборы. Он их смотрит, починяет, проверяет… А поближе к вечеру приезжает другой дядя у которого есть право и специальный штампик. Ну госповеритель всмысле. И опечатывает все уже почищенные и подремонтированные приборы.

Вышло всё так, что лучше и не придумаешь. Газовщики прислали письмо что такого-то числа выключат газ на сутки из-за ремонта магистрального трубопровода. Вот мы и воспользовались прекрасным моментом, когда можно снять все приборы на целый день. Поснимали, перетащили в каморку, где КИПовец уже установил мегадевайс показанный ниже.

устройство для поверки манометров

Дальше шло всё просто — во первых прибор нужно почистить от пыли, протереть. Нужно содрать паклю, если таковая имеется на резьбе. Потом со стекла прибора нужно содрать штампики предидущих поверок. Дальше устанавливаем прибор в установку. Насосом накачиваем воздух в пластиковую бутылку а дальше это давление подаётся через тройник в манометр классом точности 0.4 и в поверяемый прибор. Сравниваются показания, производится подстройка механизма.

Даю пару бесплатных советов.

1. До поверки нужно составить список приборов: модель, диапазон измерения, клас точности, серийный номер. Это нужно будет поверителю.

2. Если приборы стоят около агрессивной среды и стекла их мутнеют, то нужно заранее купить стекла чтобы просто потом вставить новые. Меня выручила в этот раз куча старых приборов с нормальными стёклами… А на следующий раз подготовлюсь уже основательно.

Заканчивалась пятница, как потом оказалось тринадцатое… Ничто ничего не предвещало, всё шло как по маслу, неделя заканчивалась, все уже подрасслабились.
Но за три часа до конца рабочей недели начали сгущаться тучи над головой, в смысле, грозовые облака.
Пошел дождь и каааак дало молнией прям недалеко от места сидения. В окне виден ретранслятор GSM, вот рядом с ним и жахнуло. Упсник под сервером весело запипикал и с соседних кабинетов побежали люди. «У меня компьютер выключился», «А сзади дым пошол», «Что делать?».
В течении 10 минут свет притухал раза три, а потом и вовсе исчез. Молния попала в подстанцию 6кВт. Пока ребята там одуплились — минут 15 энергии небыло вообще.

такая примерно молния и долбанула

После включения пошел запускать автоматику. Половина которой вела себя нелогично. Спасли резервные включатели, которые мы сами доделывали после установки автоматики. Подумав, а что будет если например частотник на двигателе потеряет управляющий сигнал с пульта и вместе с ним потеряется сигнал на включение аварийного двигателя. Вставили включатель в виде ключа прямо подающий напряжение на аварийные двигатели. Это и спасло производство от останова.
Потом до пол девятого вечера с помощью проектировщика дистанционно по мобиле искали причину глюков. Причину я так и не понял — но вылечилось все перемыканием одного контакта (типа в обход чего-то что-то пустили) потом сяду со схемой и разберусь…

Вобщем гроза еще приподнесла подарок — кажется сгорели усилители на блоке преобразования интерфейсов микрола БПИ-485 . У меня по крышам протянуто 200 метров хорошего провода в экране. Видимо наводкой долбануло. Регистратор показывает не всё, а конфигуратором не ищутся приборы. Соответственно перепрошить немогу.

Опять таки — попробую подключится непосредственно коротким шнурком… как пойдет — выводы напишу.
Вторник после Троицы будет невеселым… разгребать последствия пятничной грозы.

Стоит у меня ТРМ-138, подключены к нему 7 датчиков 4-20 mA (термопары ТХА)
Т.е. просто индикация температуры, никакого регулирования.

Регулятор ОВЕН ТРМ-138

Всё было хорошо и замечательно а сегодня утром все каналы показывают «—-«.

Выключал\включал. По настройкам полазил — вроде всё как и было.

Потыкал вольтметром в термопары, походил посмотрел на провода… Четыре прочерка — это вроде как сигнала вообще нет. В конечном итоге залез в коробку чтоб померять ток на преобразователях и заметил что сгорел 1 резистор на 100 ОМ. Там по схеме подключения все минусовые концы преобразователей замыкаются, а плюс с минусом шунтируются стоомным сопротивлением. Видимо на этом сгоревшем канале перемкнуло провода на преобразователь и на бедное сопротивление обрушилось 24 В. =)

сгоревший резистор   ТРМ-138 вид сзади

Полазил вдоль проводов и кажись нашел замыкание…

 замкнулись оплавленные провода  тёпленький трубопровод

Менять сопротивление нужно на такое же, иначе возникнет погрешность. Т.е. если поставить 91 Ом — то получите погрешность порядка 10%.

После не очень нежного обращения с прибором и термопарой (а нежно на производстве и не получится обращаться с портативной термопарой) видимо дернул под тяжестью прибора разьем за шнур. И начали плясать показания пока пальцем не подожмешь разъем. Ну подумал контакт пропадает — или провод перебил или сам разъем в приборе подломил.

Попробовал открыть прибор. Он раскрылся ровно настолько, сколько нужно для замены батарейки. Батарейка, кстати, типа «крона».  А вверху прибора (со стороны экрана) стоит такая типа защелка, которую толи по хитрому как-то нужно открывать, то ли вообще захлопывается 1 раз. Решил не ломать, т.к. на гарантии.

А сегодня разрезал термоусадку на USB разъеме. Под ней оказалась в месте соединения разъема и провода туго намотанная нитка. Видимо для лучшего прилегания термоусадки. Провод настолько толстый, что сразу мысль о том, что я его где то передавил отпала.

Разъем термопары

Оказалось, что просто корпус USB разъема контачил на пайку провода с концов термопары. Проложил там изолентой и закрутил назад. Вот и весь ремонт. А вообще то ребята из ТЭРЫ могли бы это сделать и без меня…

Манометр в сборе

Сегодня поломался манометр ДМ2010. Это электроконтактный сигнализирующий манометр установленный на прессе. Если у вас есть такой манометр или подобный — помните, ни в коем случае его нельзя откручивать как обычные манометры, которые меряют давление газов. В манометрах устанавливаемых на пресс а измерение давления происходит через масло, которое залито специальным агрегатом.
Если его открутить — масло вытечет и давить в мембрану будет уже нечем.

Разбирается корпус прибора, снимается его шкала.

 Манометр разобран 

В этот раз просто открутился винтик передаточного механизма. Но на моей памяти это уже 3й раз схожая проблема за пол года.
Толи от вибрации оно так разбалтывается…

В общем, там еще пришлось поджать винтики внутри (их не видно на фотографии)
Процесс следующий — нужно вытянуть пластиковую пробочку и прокрутить подшкальный круг и вот в отверстия на нем протиснутся маленькой отверткой. Ну или стрелку снимать — но она там  кажется запрессована.  Кликайте на фотографию для увеличения.

Ремонт манометра